5 трендов в подборе персонала в 2023 году в России

Год только начался, но основные тренды, наметившиеся еще в 2022 году, продолжают влиять на найм. Что нужно учитывать при подборе персонала и как менять HR-стратегию? Читайте в статье.

Мир рекрутинга серьезно изменился за последние три года. Ключевые тенденции связаны с возросшими социально-политическими рисками и выходом на рынок труда нового поколения Z. Молодежь предъявляет другие требования к потенциальному работодателю и это приходится учитывать.

По статистике, с 2021 по 2022 год у 34% работодателей срок закрытия вакансий вырос до трех месяцев. Для сравнения, до 2021 года 31% компаний тратил на этот процесс менее месяца. Сейчас только 11% организаций могут закрывать вакансии за этот срок.

Удаленка

Работники, привыкшие к домашнему комфорту, отказывались возвращаться в офисы после пандемии. К этой тенденции добавились две волны массовой релокации — в марте и в сентябре-октябре прошлого года.

В итоге, в некоторых отраслях, в первую очередь IT и digital, найти сотрудника с выходом в офис стало проблематично. Кандидаты отказываются даже рассматривать подобные вакансии. HR-специалисты вынуждены приспосабливаться и пересматривать процессы адаптации новых сотрудников и организации команд.

Дефицит кадров

Он связан как с физическим отъездом квалифицированных специалистов, так и с последствием демографического кризиса 90-х. Многочисленное поколение миллениалов уходит на пенсию, а следующее не может заместить его в полной мере. Соискателей на рынке труда становится меньше, из-за чего растут бюджеты на подбор персонала. А сам найм становится «умнее». В HR активно внедряется автоматизация, акцент делается на удержание персонала и подбор максимально стабильных сотрудников с потенциалом роста внутри компании. Еще один неизбежный момент — падение искусственных планок: работодатели становятся лояльнее к кандидатам старшего и младшего возраста, снимают требования об обязательном наличии высшего образования, на тех вакансиях, где это возможно и т.д.

Растет конкуренция за рабочих

В пандемию за линейный неквалифицированный персонал разворачивалась настоящая битва. Рынок труда «пылесосили» агрегаторы доставок, такси и маркетплейсы. Ситуация дополнительно осложнялась проблемами со въездом трудовых мигрантов. Сейчас дефицит сместился в сторону рабочих специальностей. Часть из них оказалась мобилизованными, другая — отправилась работать на оборонные заводы, которые увеличили найм. Конкурировать с организациями, дающими бронь, становится все тяжелее. В ближайшем будущем ситуация ухудшится. Причем тренд не новый: дефицит опытных и квалифицированных рабочих рос каждый год. Все из-за пресловутой демографической ямы и нежелания молодежи работать на заводах.

Социальные обязательства

В непростых экономических условиях работодателям сложно конкурировать за персонал, особенно линейный, при помощи финансовой мотивации. Важным конкурентным преимуществом становятся более удобные условия труда и соцпакет. В прошлом году 72% опрошенных сотрудников заявило о необходимости психологической помощи как его части. А 10% респондентов получали психологические консультации в рамках соцпакета. Так забота об эмоциональном состоянии сотрудников стала частью работы HR-специалистов.

Новые технологии

Найм представителей поколения Z требует гибких стратегий: для привлечение молодежи нужна адаптивность и скорость. HR-специалисты начали оптимизировать процесс заполнения заявок через мобильные устройства. Для работы с данными стали чаще используют алгоритмы. В ближайшем будущем искусственный интеллект сможет избавить HRов от «ручного труда». Социальные сети становятся важным инструментом для привлечения новых сотрудников и лучшего вовлечения действующих.